Исторические этюды


Строгановы — основатели Чусовских земель

В январе 1555 года у царского престола Ивана Грозного появился крупный промышленник и торговец из Соли Вычегодской Иоанникий Федорович — Аника Строганов (1498-1570). В 1558 году царь пожаловал сыну Аники Строганова Григорию "по обе стороны по Каме до Чусовой реки места пустые, лесы черные, реки и озера дикие" — всего около 3,4 млн. десятин. 25 марта 1568 года другой сын Аники — Яков получил от российского самодержца жалованную грамоту на земли по реке Чусовой и вниз по Каме до ее устья. Общая площадь вновь приобретенных владений составляла до 4,1 млн. десятин.

В том же году в 50 верстах выше устья Чусовой на ее левом берегу была основана слобода с острогом — Чусовской укрепленный городок. Он поднялся на косе, образованной Чусовой и речкой Сылвенкой. В самом узком месте коса была рассечена рвом, и городок оказался на острове. Мост, перекинутый через ров, можно было разобрать, после чего укрепление становилось неприступным. Городок стал центром южной части строгановских владений.

Со Строгановым на Чусовую пришло христианство. Право самостоятельного обращения нерусского населения Урала было получено ими в 1565 году. Одним из первых проповедников православия на Чусовой стал преподобный Трифон, впоследствии названный Вятским. Испросив разрешения у Якова Строганова, Трифон около 1572 г. поселился на крутом берегу Чусовой напротив Чусовской слободы. "И егда прииде к Чусовой и обхождаше многа места и обрете место на горе высоце и воздюби е зело, сотворив малу хижину себе...", — повествует житие преподобного. Оно приписывает проповеднику ряд чудес, совершенных на Чусовой: изгнание демонов, исцеление бесноватых, возвращение зрения слепому.

Церковь в селе Успенка На Чусовой православного проповедника не забыли. Жители села Успенка, возле которого он жил, до начала нынешнего столетия отмечали 8 октября как день преподобного Трифона Вятского. За неделю до этого дня из церкви выносили посвященную святому икону и ставили ее в часовне, возведенной на месте обители. Накануне праздника крестный ход торжественно возвращал икону в храм для всеобщего поклонения.

После смерти Якова и Григория Строгановых, левый берег Чусовой и бассейн Сылвы отошли во владение их младшего брата Семена, а правый берег Чусовой был унаследован Максимом Строгановым.

К 1623 году произошли большие изменения во владениях Строгановых. Дом Строгановых в Нижнем Чусовском городке (рубеж XIX-XX вв.) На 90 верст по течению Камы увеличили они вотчину. Состояла она из трех частей: сыновьям Семена Аникеевича Андрею и Петру принадлежали Нижний Чусовской городок и Сылвенский острожек с округами, а детям Максима Яковлевича Ивану и Максиму &151; Верхний Чусовской городок, Успенский монастырь и Яйвенский острожек.

В 1623-1624 гг. в Нижнем Чусовском городке было 60 дворов. Большая часть мужского населения была занята в солеваренном производстве. Возле городка возделывалось семь с половиной десятин барской запашки, да в пойме реки использовалось свыше ста десятин сенокосов. К Нижнему городку приписано два сельца: Камасино на левом берегу Чусовой с Рождество-Богородицкой церковью и Никольское на речке Муловке с церковью Николая Чудотворца — будущее село Верхние Муллы. Камасино было первым поселением на территории нынешнего города Чусового.


Легендарный атаман Ермак

Чусовской городок явился тем местом, откуда отправился в знаменитый сибирский поход Ермак. История жизни и подвига легендарного атамана поражает обилием загадок, а ее многочисленные описания &151; противоречиями и разночтениями. Происхождение Ермака — его первая загадка. В конце XIXв. пермский историк А.А.Дмитриев нашел рукопись "Сказания Сибирской земли", в которой о Ермаке сообщалось:

"Дед его был суздалец, посадской человек, жил в лишении, от хлебной скудости сошел в Владимер, именем его звали Афонасий Григорьевич сын Аленин, и тут воспитал он сыновей Родиона и Тимофея, и кормился извозом, и был по найму в подводах у разбойников, на Муромском лесу был пойман и сидел в тюрьме, а оттуда беже с женою и детьми в Юрьевец Повольской, умре, а дети его Родион и Тимофей от скудости сошли на реку Чусовую в вотчины Строгановых, ему породи детей: у Родиона два сына — Дмитрий да Лука, у Тимофея дети Гаврило да Фрол, да Василей. И оный Василей был силен и велеречив и остр, ходил у Строгановых на стругах в работе по рекам Каме и Волге, и от той работы принял смелость и, прибрав дружину малую, пошел от работы на разбой и от них звался атаманом, прозван Ермаком..."
Это самые подробные сведения о происхождении покорителя Сибири, но записаны они были лишь в конце XVIII в. и источник их неясен. Версия о чусовском происхождении Ермака-Аленина была использована П.П.Бажовым для создания сказа "Ермаковы лебеди". На Урале по сей день бытуют предания о местном происхождении атамана, о том, что он разбойничал и даже погиб на Чусовой.

Портрет Ермака - П.Шардаков Неизвестностью окутана и биография атамана до его появления на Чусовой. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Ермак занимался разбоем на Волге, чем вызвал гнев Ивана Грозного. Царь на волжских разбойников "взыскание послал... повелев вся избити, а началных (атаманов) поимав скончати". Тут, вероятно, подоспели посланцы Строгановых, пообещавшие уберечь от государева гнева в обмен за верную и опасную службу на Чусовой. Взятые перед Строгановыми обязательства казаки выполнили с честью. Предание связывает чусовской период жизни атаман с деревней Ермаковой, которая расположилась ниже по течению от современного города Чусового. Археологи нашли возле нее городище квадратной формы с остатками башен по углам, непохожее на поселения местных жителей, но подобное русским укрепленным лагерям.

Дата начала похода Ермака тоже вызывает споры. Известно, что в поход казаки отправились 1 сентября, но какого года? Историки называют разные годы: с 1579 по 1582.

Камень Ермак на Чусовой Одной из чусовских скал народ присвоил имя отважного атамана. "Это отвесная скала в двадцать пять сажен высоты и в тридцать ширины, — писал Д.Н. Мамин-Сибиряк в очерке "Бойцы". — В десяти саженях от воды чернеет отверстие большой пещеры как амбразура бастиона. Попасть в эту пещеру можно только сверху, спустившись по веревке. По рассказам, эта пещера разделяется на множество отдельных гротов, а по преданию, в ней зимовал с дружиной Ермак. В действительности, если Ермак и останавливался здесь, то это был лишь краткий привал в начале трудного и долгого пути.

То налегая на весла, то впрягаясь в бечеву, казаки подняли струги до того места, где в Чусовую впадает чистая и светлая Серебрянка. Эта река, как и Чусовая, берет свое начало на восточном склоне уральских гор, а потому дает возможность подняться по "большой воде" к самим Тагильским перевалам. Преодолевая многочисленные перекаты и прижимные течения, проводя суда под нависшими над водой деревьями, казаки дошли до устья небольшой реки Кокуй. Археологи раскопали неподалеку от устья Кокуя остатки городища — предположительно места первой стоянки Ермака.

Так начиналось знаменитое "сибирское взятие", начиналось с берегов Чусовой, в Нижнем Чусовском городке. В 1582 г. Ермак разгромил Кучума и взял столицу Сибирского ханства, послал отряд за подмогой. Но далека дорога в Сибирь, не дождались помощи казаки — Кучум напал на лагерь Ермака и перебил сонных воинов. Погиб в том бою и Ермак. Об отважном атамане народ сложил песни и былины, в которых Ермак Тимофеевич был наделен богатырской удалью, носил "кольчуг броневой в двенадцать пудов" и звался "молодшим братом" Ильи Муромца.

Камасино — первое поселение на территории нынешнего Чусового

Сельцо Камасино с Рождество-Богородицкой церковью было приписано к Нижнему Чусовскому городку. Рождество-Богородицкая церковь в Камасино Службы в Рождество-Богородицкой церкви вел поп Назарий, у которого в помощниках ходили дьячок Демка, пономарь Петрушка да трапезник Анисимков. Для обережения от непрошенных гостей в Камасино были поселены пищальники Семейка Юрьев сын Вешняков и Филатка Леонтьев. Среди жителей встречаем человека со знакомым прозвицем выходцев с вятской земли — Родька Андреев сын Вятчанин. Находим и фамилии Никоновых, Дементьевых, Железковниковых, Кополиных, Мальцевых, Глазуновых, Поповых.

Всего в сельце насчитывалось 22 двора с 33 жителями мужского пола. Переписные книги Кайсарова в настоящий момент являются самым ранним из известных источников, упоминающих Камасино, но у чусовских краеведов существует предположение, что оно гораздо старше.

Позднее сельцо Камасино отошло в собственность Федора Строганова. Просматривая елизаровскую перепись, встречаем в ней знакомые имена: "Рождественский поп" Назарей Алексеев, церковный дьячок Демка Емельянов сын Ржевинов. У священника к тому времени вырос и возмужал не только сын Гришка, не упомянутый в переписи Кайсарова, но и подрастал внук Аввакумка.

Однако в целом нужно отметить, что имена камасинцев, зафиксированные в двух переписях, совпадают нечасто. Вероятно, население сельца, оказавшегося на магистральной дороге в Сибирь, было весьма подвижно. Одни уходили дальше на восток, их места занимали другие.

Появился в сельце новый Вятчанин — Ивашко Васильев сын. Очевидно, он не был родственником здешним Вятчанам, ибо жил "подворником" у некого Дружинки Мезенцева, также не упомянутого Кайсаровым. Появились и новые лица: Сидорко Яковлев сын Костерин Сольвычегодской, Ивашко Козмин сын Рязанец и др.Прозвища или прямые указания дают возможность определить из каких мест происходили новоявленные камасинцы. В сельце стоял двор вотчинников, было 3 двора церковных и 18 крестьянских. Население, без учета деревень "над курьею" и "за курьею", выросло до 62 человек мужского пола. "Еще один пример быстрой колонизации в имениях Строгановых!" — восклицал А.А.Дмитриев, оценивая развитие Камасино в период, прошедший между переписями Кайсарова и Елизарова.

На главную страницу
Hosted by uCoz